Jump to content
Sign in to follow this  

Эксперты «России сегодня» выпустили доклад о том, что половина западных статей про Россию — негативные. Многие из них написал один и тот же британский журналист

Sign in to follow this  
News bulletin

12 views

Согласно опубликованному 14 октября докладу государственного информагентства «Россия сегодня», почти половина всех статей в зарубежных СМИ о России — «негативные». Особенно выделяются британские издания: на их материалы приходится больше трети от общего количества публикаций на российскую тему, причем почти 40% из них «негативные», говорится в докладе. «Медуза» выяснила, что значительная часть этих материалов написана одним и тем же автором, который работает в России с 1992 года — и просто переписывает заметки из местных таблоидов, которые для него подбирают российские сотрудники его агентства.

Сплошной негатив

14 октября 2019 года «Россия сегодня» представила исследование «Осьминог-1», посвященное образу России в зарубежных СМИ. Позднее авторы объяснили происхождение названия: «Именно так нашу страну изображали за рубежом — и за 150 лет ничего не поменялось». Докладывал о результатах «Осьминога» директор по коммуникациям «России сегодня» Петр Лидов (раньше Лидов работал в «Мегафоне», откуда уволился после твита о «малолетних дегенератах» на московских оппозиционных протестах в 2017 году).

Вместе с Алексеем Дубосарским, главным редактором сайта inosmi.ru, Лидов рассказал собравшимся, что группа экспертов «России сегодня» проанализировала около 80 тысяч статей в изданиях стран «большой семерки» за первую половину 2019 года. Эксперты рассортировали их по негативной, нейтральной и позитивной тональности (в отдельную категорию попали публикации с «экзотическими заголовками»).

Негативный материал, пояснил Лидов, это такой, в котором «совершенно точно, однозначно негативно оценивается роль, действия, политика или что-то иное, связанное с предметом статьи, с Россией». Лидером по количеству публикаций стала Великобритания: в отчет вошло больше 25 тысяч статей за полгода, чуть больше трети от общего количества. Лидов предположил, что это связано с тем, что в стране «много желтой прессы». Почти 40% британских публикаций, по подсчетам «России сегодня», были негативными.

Презентация исследования «России сегодня» про негативный образ страны в западной прессе. Оно называется «Осьминог-1»

В топ-3 британских СМИ — и по количеству публикаций, и по объему «негатива» — доклад поместил два конкурирующих таблоида: Daily Mail и Daily Express. Они же находятся в десятке самых тиражных британских газет: Daily Mail на третьем месте (почти 1,3 миллиона экземпляров ежедневно), а Daily Express на девятом (300 с лишним тысяч экземпляров ежедневно). В них, а также в других британских таблоидах, вроде Daily Mirror или The Sun (в докладе они тоже находятся в первой десятке «негативно» настроенных изданий), каждый день появляются статьи с заголовками, которые по классификации доклада проходят по категории «негатив» или в лучшем случае «экзотика». Вот несколько примеров:

  • «Ревнивая» женщина «убила свою младшую сестру-модель 17 лет, выдавила ей глаза, отрезала уши и нанесла 186 ударов ножом во время дикого нападения» (Daily Mail, 25 сентября)
  • Тревожные известия об НЛО, Путин вызывает армию на ликвидацию последствий «обрушения» горы в Сибири (Daily Express, 25 января)
  • 29-летняя мать зарезала двухлетнего сына, умолявшего ее перестать пить с группой мужчин в Москве (Daily Mail, 20 августа)
  • Сногсшибательная блондинка, лучший охранник Путина, победила на конкурсе красоты российской армии (Daily Mirror, 27 апреля)
  • Неуклюжий стоматолог кричит медсестре «Погугли это!», пока пациент-подросток умирает от неправильного укола (The Sun, 10 октября)

В Общественной палате, сославшись на доклад, предложили организовать «широкую общественную дискуссию о правах работающих здесь иностранных СМИ и зарубежных журналистов». Официальный представитель МИД Мария Захарова тоже процитировала исследование на еженедельном брифинге, отдельно упомянув британских лидеров «по объему негатива» — газеты The Times и Daily Express.

Кто вы, мистер Стюарт

У этих и сотен других подобных статей есть несколько общих черт: каждая из них — это пересказ российских СМИ (например, оригинал истории про стоматолога, убившего пациентку — это репортаж НТВ), и у каждой — один и тот же автор. Уильям, или Уилл Стюарт — абсолютный рекордсмен по количеству публикаций о России среди всех зарубежных СМИ, имеющих бюро или корреспондента в Москве. Только на сайте Daily Mail за первое полугодие 2019 года за его подписью вышло около 220 заметок — по две на каждый будний день.

И это только одно издание, а всего Стюарт пишет в десятки СМИ: в его верифицированном профиле на сервисе журналистских резюме MuckRack.com указаны как минимум 43 издания, от Великобритании до США и Австралии. На сайтах четырех ведущих британских таблоидов — The Sun, Daily Mail, Daily Mirror и Daily Express — обнаружилось больше 600 заметок Уильяма Стюарта из России за период с 1 января по 30 июня 2019 года. И это только основные издания: статьи часто дублируются в их региональных версиях — например, шотландской и ирландской.

Эти 600 материалов составляют больше 10% от всех «значимых публикаций о России» в британских СМИ по версии «России сегодня». И это в несколько раз больше, чем пишет средний иностранный репортер в Москве: например, за подписью Алека Луна, зарегистрированного на сайте МИДа как шеф-корреспондент московского бюро газеты Daily Telegraph, за тот же период вышло только 76 заметок.

По подсчетам источников «Медузы» в британских СМИ, доходы Стюарта должны исчисляться десятками тысяч фунтов стерлингов в месяц. За материал на первой полосе крупной национальной газеты в Великобритании платят гонорар до нескольких тысяч фунтов — а у Стюарта такие выходят регулярно, не считая обычных ежедневных заметок, которых под его фамилией каждый год публикуются сотни. Их настолько много и они содержат такие шокирующие истории — даже по меркам британских таблоидов, — что на это обращают внимание читатели.

НАШ ЧЕЛОВЕК В МОСКВЕ: Мне кажется, нам нужно поговорить о статьях автора Mail Уилла Стюарта…

При этом личность самого Уилла Стюарта — загадка даже для ветеранов московских бюро иностранных СМИ. Ни один из опрошенных «Медузой» корреспондентов, работающих в России десятилетиями, не видел его в лицо и понятия не имеет, кто он такой. Сразу несколько собеседников «Медузы» предположили, что Стюарт — это собирательный псевдоним. Другой собеседник предположил, что кто-то из корреспондентов уважаемых изданий таким образом подрабатывает на стороне, продавая «адские новости из России» в не слишком требовательные таблоиды.

«Я работаю в России с 1993 года, — сказал „Медузе“ Бен Арис, бывший шеф московского бюро газеты Daily Telegraph, а сейчас основатель и главный редактор англоязычного бизнес-издания о Восточной Европе bne IntelliNews, — и я его за все это время в глаза не видел. Хотя в то время группа иностранных корреспондентов в Москве была очень небольшой и сплоченной. Мы все репортажи писали бок о бок: чеченские войны, Дубровка, пресс-конференции Ястржембского, первые пресс-конференции Путина, которые тогда были открыты для всех. А потом мы все вместе отдыхали, устраивали вечеринки. Я даже подозревал, что эти статьи пишет какой-то русскоязычный житель Лондона, переводящий на английский желтую прессу. Ведь уже тогда было понятно, что многие его [Уилла Стюарта] статьи были просто пересказами местных СМИ».

Более того, не имеют понятия о том, кто такой Уильям Стюарт, даже источники «Медузы» в министерстве иностранных дел РФ — хотя он официально аккредитован в России и обозначен на сайте МИД как шеф московского бюро газеты Daily Express. Официальный представитель МИД Мария Захарова сказала «Медузе», что не общается со Стюартом лично, «но его знают в пресс-центре МИД сотрудники, оформляющие документы для въезда и работы иностранных корреспондентов»: «Он аккредитовывался на брифинги. ДИП [департамент информации и печати МИД] также отвечал на его запросы».

Однако в отличие от остальных аккредитованных в России журналистов, у Стюарта не указан телефонный номер для связи — только адрес квартиры на проспекте академика Королева, на который Стюарт ежегодно перерегистрирует московское бюро Daily Express как минимум с 2004 года — и адрес электронной почты [email protected] Тот же адрес «Медузе» сообщили в редакции Daily Mail и других газет, в которые пишет Стюарт.

Конкурент «короля бредовых новостей»

Однако Уилл Стюарт — вполне реальный человек, хоть и крайне скрытный. У него нет никаких соцсетей. Ни в одном издании, в которых он публикуется, нет его фотографии. Тем не менее, в британском реестре юридических лиц «Медузе» удалось найти компанию, в которой он указан директором: это East2West Limited, зарегистрированная в январе 1996 года. Тогда же его имя впервые появилось в списке аккредитованных в Москве корреспондентов иностранных изданий.

Сам Стюарт, с которым «Медуза» после неоднократных запросов связалась через его контактный имейл, сообщил, что работает в Москве с 1992 года. Агентство East2West указано как владелец почти всех иллюстраций к статьям Стюарта, хотя в основном это не оригинальные работы, а стоп-кадры из репортажей российских телекомпаний или общедоступные фотографии из соцсетей героев статей. В статье Стюарта для The Sun про полицейского из Мытищ Дмитрия Прищенко, который похитил предпринимательницу, на фотографии Прищенко с подписью e2wnews хорошо различим логотип российского телеграм-канала Mash.

Запись о регистрации компании East2West Limited в британском реестре юридических лиц

Именно агентство East2West указано в качестве источника во многих статьях Уильяма Стюарта, которые затем перепечатывают газеты в других странах. В начале 2019 года на Reddit появился тред с вопросом: «Кто-нибудь знает такое российское новостное агентство, East2West News? Если да, насколько они заслуживают доверия? Я наткнулся на одну историю о чудовищном убийстве, но все попытки найти ее оригинал приводят только на какие-то русские сайты, ссылающиеся на это East2West. Странно, что несколько сайтов одновременно ссылаются на какое-то никому не известное агентство».

Этому пользователю отвечает другой: «Я тоже был очень разочарован, когда вроде бы уважаемые новостные сайты в Бразилии, где я живу, перепечатали статью про девочку, якобы погибшую от взрыва мобильного телефона. Все они ссылались на некие русские источники, а те, в свою очередь, на это странное агентство-призрак. Пугает, что мы живем в такое время: профессиональные журналисты так отчаянно торопятся опубликовать новость раньше конкурентов, что хватают любые цитаты, не проверяя их».

Модель работы East2West News перекликается с подходом другого агентства, о котором писало издание BuzzFeed в 2015 году в статье под названием «Король бредовых новостей». Майкл Лейдиг, британский журналист, зарегистрировал агентство Central European News (CEN) в 1997-м и действовал по такой же схеме. Сеть стрингеров под руководством Лейдига разыскивала в местных СМИ разных стран, включая Китай и Россию, курьезные, трагические или просто странные новости, переводила их и перепродавала другим изданиям — примерно тем же, что и Стюарт.

Например, в августе 2014 года в Daily Mail вышла статья «Наконец-то есть доказательство, что Джастин Бибер буквально невыносим: рыбака из России спас от нападения медведя рингтон его телефона с песней поп-певца, отпугнувший зверя». BuzzFeed доказали, что как минимум в ряде случаев заметки, которые CEN продавало в несколько конкурирующих изданий сразу, отличались от оригинала явно выдуманными деталями. Например, история про чудесное спасение от медведя впервые была опубликована в «Комсомольской правде», и там никакой Джастин Бибер не фигурировал: якобы медведя отпугнул металлический голос, назвавший точное время, когда зверь случайно нажал когтем кнопку на старой модели телефона героя заметки. Лейдиг пытался судиться с BuzzFeed, обвинив их в клевете, но проиграл.

Мыши-убийцы в башнях Кремля

Феноменальная производительность Уильяма Стюарта объясняется тем, что статьи, выходящие под его именем — результат труда не только его одного, а целого коллектива российских журналистов, работающих в его агентстве East2West News. Именно среди ее бывших сотрудников нашлись те, кто знает Стюарта лично. Уильям Стюарт не ответил на вопрос «Медузы» о том, сколько российских сотрудников работают в его агентстве, но отметил, что сотрудничает с «высококлассными журналистами-фрилансерами из России, стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы». «Многие из них перешли на прекрасные должности в российских СМИ, — добавляет Стюарт, — и я этим горжусь, как и тем, что трое из них получили стипендию Chevening на обучение журналистике в Великобритании и продолжили карьеру».

Одна из бывших сотрудниц агентства, работавшая там до 2011 года, рассказала «Медузе», как был организован выпуск публикаций: «Нас работало несколько человек стрингеров, утро начиналось с мониторинга новостей. Основное в политике, какие-то смешные случаи, ключевые фигуры, которые интересны в UK [United Kingdom, Соединенное Королевство] — Аршавин тот же, [Роман] Абрамович, Тони Блэр на тот момент, [Нурсултан] Назарбаев. Ну и трэшатина, „мыши-убийцы в башнях Кремля“. И Уилл из этого выбирал интересные темы и просто копал. Очень вдумчиво, с большим вниманием к деталям. По несколько дней, несколько недель иногда, пока у него факты не ложились в историю».

Опрошенные «Медузой» бывшие сотрудники East2West News отзываются о Стюарте с необычайной теплотой, рассказывают о его профессионализме, журналистской дотошности и глубоком знании России. Первые репортажи Стюарта из Москвы в 1990-х не похожи на те, которые он публикует сегодня: например, в октябре 1992 года он писал в Daily Express аналитическую заметку о конфликте Ельцина с Русланом Хасбулатовым, а в 1996-м — большой портрет Александра Лебедя как потенциального преемника Ельцина.

Другие журналисты, сталкивавшиеся с репортажами Стюарта о России, придерживаются более критического мнения о его приверженности фактам. Оливер Кэролл, московский корреспондент британской газеты The Independent, обратил внимание на историю, которую Стюарт написал для Daily Mail — статью от 26 июня 2019 года под заголовком «„Он оставил меня про запас, чтобы съесть потом“: россиянин „выглядит как мумия“, проведя МЕСЯЦ в медвежьей берлоге после того, как хищник сломал ему позвоночник и приберег для будущего обеда». Со ссылкой на сайт EADaily Стюарт описывает беды некоего жителя Тувы по имени Александр, с которым якобы произошел случай, описанный в заголовке. К оригиналу Стюарт прибавил новые шокирующие подробности: герою, по его версии, пришлось пить собственную мочу, чтобы выжить.

Статья в Daily Mail широко разошлась в соцсетях — счетчик на сайте Daily Mail показывает 72 тысячи репостов. Потом история пошла на второй круг в российских СМИ — уже со ссылкой на Стюарта и Daily Mail. Оливер Кэролл написал в Independent материал с опровержением: история про месяц в медвежьей берлоге в Туве оказалась фейком, а истощенный человек на видео — болеющим тяжелой формой псориаза пациентом из Казахстана. После этого Daily Mail тоже изменила содержание и заголовок статьи Стюарта. В новой версии статьи Стюарт ссылается на данные агентства East2west News, которое дозвонилось до министерства здравоохранения Тувы и получило опровержение. Стюарт не упоминает, что это агентство принадлежит ему же.

Другой случай вспоминает Макс Седдон, который в 2014 году работал корреспондентом BuzzFeed в Киеве (а сейчас — в московском бюро The Financial Times). В ноябре 2014-го Стюарт со ссылкой на агентство «Регнум» опубликовал в газете The Daily Mirror статью о том, что на Украине от пули российского снайпера якобы погибла Саманта Льютуэйт по кличке «Белая вдова» — жена одного из террористов-смертников, устроивших теракты в Лондоне в 2005 году, которая якобы воевала на стороне украинского добровольческого батальона «Айдар».

Седдон засомневался в реальности этой истории и обратился к Алексею Топорову, автору статьи на «Регнуме» за подтверждением. В качестве доказательства Топоров предъявил Седдону фотографию поддельного южноафриканского паспорта, якобы снятого с трупа убитой «Белой вдовы» безымянным российским снайпером — но Седдон выяснил, что именно эта фотография уже фигурировала в СМИ еще в 2011 году, когда ее опубликовали в кенийской газете.

Седдон также опубликовал опровержение материала Стюарта — но это не помешало Стюарту написать еще одну статью, уже для Daily Express, с новыми подробностями «гибели Саманты Льютуэйт», опять-таки со ссылкой на Топорова из «Регнума». В комментарии «Медузе» Стюарт заявил, что в той своей заметке он подчеркнул, что «не может проверить» подлинность информации о смерти Саманты Льютуэйт. Сам факт публикации непроверенной новости он объяснил «Медузе» тем, что к персоне Льютуэйт было приковано значительное общественное внимание в Великобритании.

«Западные СМИ сообщают»

Статьи Стюарта, основанные на российских источниках, часто обретают вторую жизнь в них же, но уже с авторитетной ссылкой на «западные СМИ». Тот же «Регнум» в августе 2016 года опубликовал заметку с заголовком «Mirror: Путин будет осваивать Сибирь с помощью дирижаблей». В заметке «Регнума» со ссылкой на статью Стюарта в The Daily Mirror говорится: «„Путин возвращается к цеппелинам“, — пишет британское издание The Daily Mirror, вынося эту новость на главную страницу своей интернет-версии» (на самом деле, в статье Стюарта нет слов о том, что Путин «возвращается» к цеппелинам).

«Совет безопасности России под председательством Владимира Путина принял проект постройки полуплоского дирижабля, который предполагается использовать при освоении Сибири, — продолжает „Регнум“. — Один такой цеппелин футуристического дизайна обойдется в 23 миллиона фунтов. Дирижабль (рабочее название East2West) способен заменить собой пять вертолетов Ми-8. Эти воздушные суда будут связывать различные точки Крайнего Севера с высокоскоростными железнодорожными магистралями Транссибирской сети и Северным морским путем. Дирижабль должен быть построен к 2018 году».

Разумеется, никакого «футуристического цеппелина» под названием East2West, который свяжет Крайний Север с Транссибом, не существует: автор «Регнума» принял за название аппарата подпись к иллюстрации в Daily Mirror, в которой обычно указывается авторство. East2West — это то самое агентство, принадлежащее Стюарту.

При этом иллюстрации, опубликованные в Daily Mirror, сделаны не им. Обратный поиск по изображениям в Google приводит на сайт издания Siberian Times, в котором в тот же день, что и в Daily Mirror, была опубликована почти идентичная статья о планах Совбеза и РАН по освоению отдаленных регионов России при помощи аэростатов проекта «Атлант». Но иллюстрации на сайте Siberian Times подписаны уже как «RosAeroSystems», то есть «Росаэросистемы». 

Сибирское время

Сайт Siberian Times базируется в Новосибирске и публикует статьи на английском, на которые Уильям Стюарт часто ссылается в своих заметках. Хотя на сайте не указаны выходные данные, известно, что главный редактор Siberian Times — новосибирская журналистка Светлана Скарбо, выпускница лондонского City University и бывшая сотрудница Daily Express (согласно ее биографии в анонсе мастер-класса на журфаке Новосибирского госуниверситета, она была корреспондентом московского бюро газеты с 2001 по 2005 год).

Светлана Скарбо, главный редактор сайта siberiantimes.com и бывший директор агентства East2West News

О своем опыте работы в английском таблоиде она рассказывала на «Шоу личных историй» в Новосибирске в 2015 году: «Представьте, что вам 21 год, вы сидите в Москве, в офисе тогда еще пристойной газеты Daily Express, и ваша задача — сделать обзор прессы, то есть перебрать все газеты, вышедшие этим утром, и описать самые интересные истории. Нужно работать со всеми источниками, от „Коммерсанта“ до того, что сегодня называется LifeNews». В своем выступлении Скарбо рассказывает, как курьезная история про беременного мальчика из Казахстана в процессе проверки фактов превратилась в расследование о настоящей медицинской сенсации — уникальном случае fetus in fetu, которое с ее помощью было опубликовано в Daily Express. 

Светлана Скарбо значится бывшим директором его компании East2West Limited в британском реестре юридических лиц (в июне 2018 года официально передала полномочия Стюарту). Источники утверждают, что сайт Siberian Times — это детище самого Стюарта, который издает его на средства от гонораров за статьи в ведущих британских газетах — и во многих из которых он ссылается на собственный сайт как источник. Сам Стюарт не ответил на вопросы о том, как он связан с Siberian Times и Скарбо, порекомендовав обратиться со всеми вопросами к ней. На момент выхода этого материала «Медуза» не получила ответа от Скарбо.

Британский журналист и исследователь пропаганды Питер Померанцев — один из немногих, кто знает Стюарта лично. В 2008 году, когда Померанцев тоже работал в Москве, Стюарт помогал съемочной группе канала Channel 4 со съемками документального фильма про «самого толстого мальчика в мире» — Джамбулата Хатохова из Кабардино-Балкарии. Эволюцию Стюарта от серьезной общественно-политической тематики к таблоидной Померанцев в беседе с «Медузой» объясняет изменениями в редакционной политике самой Daily Express: «Он [Уильям Стюарт] был чуть ли не политическим редактором Daily Express. Но тогда и сама Daily Express была достаточно серьезной газетой для среднего класса, она не относилась к категории red tops, как The Sun и Daily Mirror». Однако в конце концов Daily Express тоже пришла к такому формату, продолжает Померанцев, причем быстро обошла другие таблоиды по накалу страстей в заголовках.

Сам Стюарт заявил «Медузе», что не считает оценку в докладе «России сегодня» относящейся к нему лично. Он сослался на то, что его статьи, указанные в докладе (например, эта), попали в него из-за своих «экзотических» заголовков, за которые отвечает не он, а его редакторы. «Многих иностранных корреспондентов по всему миру часто обвиняют в негативном настрое и предвзятости, — говорит Стюарт. — Такое случается и с российскими журналистами, работающими в Соединенном Королевстве, как вам наверняка известно. Этого можно ожидать в периоды напряжения отношений между странами, как мы, к сожалению, могли убедиться на примере России и Британии. „Медузу“, находящуюся в Латвии, тоже иногда — и наверняка беспочвенно — обвиняют в негативном отношении к России».

На вопрос о том, почему в его материалах так много кровавых подробностей и изуродованных детей, Стюарт отвечает, что не понимает, о чем речь: «Но если вы о моей заметке про девочку, родившуюся без половины лица, то я счастлив, что мне удалось при помощи читателей собрать хотя бы малую долю средств на ее лечение в России и Великобритании».

Алексей Ковалев

Sign in to follow this  


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now
×