Астрономы сфотографировали одну из первых галактик во Вселенной

Настоящий «завод по производству звёзд» обнаружили астрономы в отдалённом уголке Вселенной. Галактика MAMBO-9, находящаяся на расстоянии 13 миллиардов световых лет от Земли, сформировалась вскоре после Большого взрыва и стала первым из подобных космических объектов, наблюдаемых с помощью радиотелескопа напрямую. Учёные уже опубликовали снимок находки и рассказали о её особенностях.

Галактика MAMBO-9 как её видят астрономы

Древнюю галактику, появившуюся всего через 970 миллионов лет после Большого взрыва, обнаружили с помощью инструмента Max-Planck Millimeter Bolometer (MAMBO) ещё 10 лет назад, но определить её расстояние до Земли учёным удалось лишь в 2019-м с помощью системы Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), расположенной в чилийских Андах. Находка стала для астрономов своеобразным «порталом в прошлое», позволяющим уточнить, как выглядела Вселенная на раннем этапе её формирования.

Исследователям уже известны сопоставимые по возрасту галактики. Например, SPT0311-58 появилась через 780 миллионов лет после Большого взрыва, но MAMBO-9 уникальна именно тем, что её можно наблюдать без использования эффекта гравитационных линз, искажающих изображение. Наполненное пылью скопление порождает звёзды общей массой в тысячи солнечных ежегодно. Млечный путь, для сравнения, каждый год формирует звёзды общей массой в три солнечных.

Общая масса газа и пыли в MAMBO-9 в 10 раз больше массы звёзд Млечного пути. Галактика уже давно создала большинство своих светил, но из-за огромного расстояния их свет достигнет Земли только через миллиарды лет.

Источник: gizmodo.com