Jump to content
Последние новости игр Royal Battle
Sign in to follow this  

В годы холодной войны британское правительство тайно финансировало Reuters. Деньги на антисоветскую пропаганду шли через подставные фирмы и «Би-би-си»

Sign in to follow this  
News bulletin

61 views

Правительство Великобритании тайно финансировало новостное агентство Reuters в 60-х и 70-х годах по заданию отдела МИДа, отвечавшего за антисоветскую пропаганду и связанного с британской разведкой. Деньги шли на работу агентства на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, следует из исторических документов, рассекреченных британским МИДом.

Как пишет «Би-би-си», британские дипломаты на политически нестабильном Ближнем Востоке были обеспокоены влиянием «враждебных или полувраждебных агентств»: египетского Middle East News Agency, советского ТАСС и даже французского Agence France-Presse. В свою очередь, Reuters испытывало финансовые трудности и нуждалось в субсидиях, чтобы открыть новый офис.

К тому моменту за работу в Латинской Америке британский МИД уже выделял Reuters тайные субсидии через подставную компанию, но не хотел использовать эту схему для Ближнего Востока. Годовые отчеты этой фирмы выглядели не очень убедительными, так что можно было задаться вопросом, почему такая неприбыльная организация до сих пор не разорилась.

Новую схему придумал департамент информационных исследований (Information Research Department, IRD) — специальный отдел, созданный внутри Министерства иностранных дел в 1948 году для участия в пропагандистской войне с Советским Союзом. Согласно этому плану, в 1969 году Reuters согласилось открыть новый офис на Ближнем Востоке для выпуска новостей на английском и арабском языках, на которые могли бы ссылаться местные издания и телерадиовещательные компании.

Чтобы не испортить репутацию агентства открытым государственным финансированием, было решено включить в цепочку «Би-би-си». Вещательная корпорация должна была оплачивать «расширенную подписку» на новости Reuters, а потом получать компенсации из государственного бюджета.

Предполагалось, что в течение четырех лет «Би-би-си» выплатит Reuters 350 тысяч фунтов стерлингов (больше 8,6 миллиона долларов в пересчете на современные деньги). Но так как рассекреченные документы заканчиваются 1970-м годом, неизвестно, какую сумму правительство выплатило реально, пишет «Би-би-си». Reuters в собственной публикации говорит о 245 тысячах ежегодно до 1969 года и о 100 тысячах в год в 1969–1970-е годы.

В IRD понимали, что отдел не будет напрямую контролировать содержание материалов Reuters, но надеялись, что у британского правительства будет определенная «степень политического влияния». Она должна была выражаться в «готовности Reuters консультироваться и прислушиваться к взглядам, высказанным по результатам его работы», уточняет «Би-би-си».

«Многие организации получали государственные субсидии в той или иной форме после Второй мировой войны. Но договоренность 1969 года не соответствовала нашим „Принципам доверия“, и сегодня мы бы так не поступили», — сказал представитель Reuters Дэвид Крандуэлл, подчеркнув, что ни у одного правительства нет контроля над тем, что и как выпускает Reuters.

«Устав „Би-би-си“ гарантирует редакционную независимость безотносительно того, исходит ли финансирование от правительства Великобритании, из лицензионных сборов или коммерческих источников», — прокомментировал историю представитель корпорации. 

Надежда Ляпунова

Sign in to follow this  


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...